Что такое юзабилити (usabiliti) сайта

Юзабилити (usabiliti) сайтаЗнаете ли вы, что такое юзабилити (usabiliti) сайта? Слово юзабилити означает удобный в использовании, эргономичный, дружественный.  В случае юзабилити сайта можно сказать, что это уровень «удобопользования» сайтом или блогом его посетителями.

Сайт – это журнал, но только не бумажный, а электронный, где страницы обычно просматриваются бегло. И если взгляд задерживается на интересном материале, то посетитель становится уже читателем сайта.

Поэтому любой вебмастер стремится расположить важную информацию так, чтобы её увидел посетитель в первую очередь, заинтересовался и задержался на страницах блога как можно дольше. Также важно, чтобы и в дальнейшем он смог найти то, что ему нужно быстро и без проблем.

В этом вебмастерам и помогает юзабилити - умение организовать все на сайте максимально удобно для читателей. Отсюда, делаем вывод, что юзабилити (usabiliti) сайта влияет на его посещаемость и поведенческий фактор.

Пользователи научились быстро находить в паутине интернета информацию. Они постепенно запоминают, где обычно расположена навигация  на сайтах. Для них это становится привычным. Поэтому стандартное расположение таких блоков как поиск, меню, карта сайта делает сайт удобным и знакомым. Ведь они знают, где и какие элементы можно найти на странице сайта.

О качестве юзабилити сайта обычно судят не только по содержанию контента, внешнему виду, но и по удобству расположения кнопок переходов внутри сайта.

Когда посетитель попадет на сайт с хорошим юзабилити, то он не будет тратить время на поиск информации. Ему здесь легко ориентироваться, ведь структура сайта очевидна. На сайте с высоким юзабилити обычно уютно находиться. Внешний вид не отталкивает: цвет, шрифт, ненавязчивая реклама – все это делает пребывание посетителей на таком блоге приятным.

Пользователи интернета в своем большинстве нетерпеливы. Они хотят попасть на сайт быстро, без задержки во время загрузки. И если юзабилити не отвечает требованиям такого пользователя, то он уйдет с сайта – ведь в интернете можно найти много подобной информации.

Что же нужно сделать, чтобы сайт был не просто красивым, стильным и запоминающимся своим внешним видом и качественным содержанием, но и удобным для пользователей интернета? Вот несколько конкретных  советов.

юзабилити сайта

Основные принципы создания сайта с хорошим юзабилити:

Юзабилити в текстах

  1. Специалисты по анализу работы сайтов утверждают, что большинство пользователей не прокручивают страницу до конца, поэтому наиболее важная информация должна находиться в верхней части страницы.
  2. Хорошо, если все страницы вашего сайта будут иметь один стиль и тем самым станут, узнаваемы в интернете. Для этого можно разработать единый шаблон для написания статей.
  3. Используйте темный шрифт на светлом фоне с размером не меньше 12 или 14 px. На экране монитора лучше всего читаются шрифты без надсечек. Обычно это Verdana или Aria.
  4. Для людей плохо видящих, хорошо бы установить на сайте скрипт изменения размера шрифта самим читателем.
  5. В оформлении текста не используйте больше 3 - 4 разных цветов.
  6. Ссылки должны быть выделены (обычно синим цветом) и подчеркнуты. Кроме ссылок старайтесь в тексте больше ничего не подчеркивать, чтобы не вводить в заблуждение пользователей.
  7. Разбивайте текст на небольшие абзацы. Так текст читается и воспринимается непринуждённо, да и глаза меньше устают.
  8. Используйте в тексте подзаголовки, списки. При скоростном чтении или визуальном ознакомлении со статьей это поможет быстро понять, о чем идет речь.
  9. Используйте в тексте только смысловые выделения жирным и курсивом. Если выделяете ключевые слова или фразы, то это должно выглядеть естественно.
  10. Старайтесь писать статьи, не используя профессиональных терминов, сокращений, которые не известны большинству читателей. Если без этого не обойтись, то давайте исчерпывающие пояснения этим словам.
  11. Учитывайте возрастную категорию своих читателей и тему своего сайта. К примеру,  жаргон на сайте о бизнесе не уместен.
  12. Как можно реже используйте в тексте восклицательные знаки.

Юзабилити и медиафайлы

  1. Под медиафайлы отводите не больше 15% содержания статьи. Картинки, аудио и видеофайлы должны соответствовать содержанию статьи.
  2. Оформляйте описание картинок. Так, если они вдруг по каким-то причинам не будут видны, можно будет понять, что вы хотели показать на иллюстрации к статье.
  3. Мигающие флеш-счетчики и картинки отвлекают от информации и говорят о непрофессионализме автора блога. На качественных ресурсах обычно нет отвлекающих скриптов.
  4. Блоки рекламы должны быть ненавязчивыми. Если какой-то из блоков с объявлениями не приносит доход, то лучше его заменить или убрать совсем. Зачем занимать место и зря отвлекать посетителей бесполезной для вас рекламой?
  5. Фоновые музыка, песни, различные шумы, автоматически включающиеся аудио и видео в статьях раздражают читателей. Поэтому лучше предоставить самим пользователям выбор включать плеер или нет.

Юзабилити с удобной навигацией на сайте:

  1. Наличие «хлебных крошек» на каждой странице сайта очень удобно
  2. Постраничная навигация сайта помогает лучше ориентироваться на сайте
  3. Все страницы обычно имеют ссылку на «Главную», «Следующую» и «Предыдущую»
  4. Наличие сквозного меню (которое можно увидеть на любой странице сайта), состоящее  не больше чем из 7 пунктов.
  5. Строка «Поиска по сайту» имеет смысл тогда, когда трудно ориентироваться в содержании «Карты сайта» из-за большого количества статей.  Привычнее для посетителей, когда виджет «Поиска по сайту» расположен в правом верхнем углу страницы.

Аудит юзабилити сайта самостоятельно

Проанализируйте главную страницу сайта с точки зрения удобства для читателей сайта.  Юзабилити Главной страницы мало чем отличается от юзабилити всего сайта. Но все же, это лицо или титульный лист вашего сайта. Поэтому нужно уделить этой странице пристальное внимание. Обычно её делают или статичной с информацией о сайте, или в виде блога с анонсами новых статей.

Проанализируйте юзабилити вашего сайта

Посмотрите сами на свой сайт как бы «со стороны» и ответьте на вопросы:

        • как воспринимается информация на вашем сайте пользователями
        • удобно ли им находиться на вашем сайте
        • хотели бы вы сами чаще бывать на подобном сайте
        • легко ли вы найдете информацию здесь
        • мешает ли реклама для восприятия информации

А теперь задайте эти вопросы незаинтересованным лицам и попросите их ответить на них честно.

Для того чтобы протестировать юзабилити вашего сайта можно в отдельной статье провести опрос среди читателей и ответы получить в комментариях, или же можно задать вопросы в рассылке и попросить на них ответить.

Оценивайте движение и переходы по сайту Вебвизором Яндекс Метрики, анализируйте и если нужно, то улучшайте юзабилити своего сайта. 

Наш сайт мы создавали для людей, поэтому должны думать о том, насколько им удобно и уютно на нашем детище. Хороший администратор сайта будет беспокоиться об имидже своего сайта и своего имени тем, что он заботится об удобстве сайта для читателей.

Конечно, об юзабилити нужно думать в самом начале создания сайта. Но, что если сайт уже давно существует и вы понимаете, что юзабилити у него желает быть лучше? Тут уж выбор за вами: сделать сайт эффективным, а значит, его нужно доработать, или же оставить самобытным и неповторимым, но, к сожалению, неудобным для пользователей.

Мы хотим, чтобы случайные посетители стали нашими постоянными читателями – возвращались на сайт снова и снова. Но не только это важно, ведь и поисковики отзываются на качественное юзабилити высоким ранжированием. Поэтому нам нужно обязательно привести в порядок наши сайты. Сделать их хоть немного соответствующими принципам юзабилити.

@М.Антонова
------------------------------------------------------

«Первый старт сайта» предлагает статьи по этой теме:

  1. Как правильно комментировать блоги
  2. Как стимулировать читателей оставлять комментарии на блоге
  3. Плагины комментариев WordPress
  4. «Спасибо за комментарий». А нужна ли такая страница?
  5. Как создать страницу 404

Статьи на эту тему

12 комментариев

  1. Ну, вот , узнала, что такое юзабилити! :-) У вас столько рекомендаций,Марина, по улучшению пользования сайта посетителями, что и не знаю с чего начать. Опрос проводить не хочется. Раньше как-то увлекалась этим, но поняла, что толку нет. Все замечания, которые мне писали люди, вроде, исправляла…
    Надо будет внимательно этот вопрос изучить!

    • Да, Елена. Просто посмотрите на свой сайт со стороны. Если вам легко ориентироваться в нем, то значит все нормально. Можно по всем пунктам из статьи пройтись и будет понятно, что нужно еще сделать.

  2. Очень полезные рекомендации по созданию юзабилити сайта. Я стараюсь придерживаться их. Во всяком случае все, что умею делать, уже сделала.

    • Едена, у Вас на сайте было бы неплохо сделать, чтобы категория открывалась не только при наведении на заголовок категории но и на любую область фоновой полоски, на которой они написаны.
      А на сайте «1старт сайта» было бы неплохо сделать так, чтобы посетитель нажимающий на ссылку комментирующего, переходил в новое окно, а не оставался в этом же. Из-за этого время пребывания посетителя на сайте значительно уменьшается, что нехорошо выглядит в статистике поведения посетителей. А неопытный посетитель вообще может потерять сайт и не вернуться.

        • Ответ до безобразия прост. Поставь плагин WP-NoExternalLinks. Очень полезный плагин, хотя основная его задача не открывать ссылки в новом окне, но он делает и это. А те строчки из шапки поудаляй. Сначала поудаляй, а потом активируй плагин. Его можно установить прямо из админки. Я на Садоводстве сделал, после того, как сравнил, какие плагины у меня отсутствуют в отличие от Виртуала.

  3. Отличная статья, подробная, сейчас такие довольно большая редкость, обычно по вершкам пробегутся и всё, типа готова статья. Заходишь посмотреть, а там и читать-то нечего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *